На сегодняшний день есть несколько видов франчайзинга, которые могут встречаться также в смешанном или частичном виде:
Производственный франчайзинг. В рамках данного партнерства франчайзи получают право на изготовление товаров в соответствии с инструкциями франчайзера. Так компании, выпускающие напитки, поставляют сырье (например, концентрат колы), и делятся с франчайзи секретами производства. Обычно франчайзи разрешается продавать продукцию, изготовленную под торговой маркой франчайзера. Это пример сочетания производственного и торгового франчайзинга.
Торговый франчайзинг - франчайзи занимаются сбытом товаров, поставляемых партнером, под его торговым именем. Товары изготавливаются либо самим франчайзером, либо третьими фирмами по заказу под брендом франчайзера. Этот вид франчайзинга нашел распространение прежде всего в розничной торговле мебелью, косметикой, спортивным оборудованием, хлебобулочными изделиями и т.д.
Сервисный франчайзинг - основан на предоставлении права заниматься определённым видом услуг под торговой маркой франчайзера, который обеспечивает партнера оборудованием, рекламной и маркетинговой поддержкой. Традиционные отрасли, такие как, гостиничный, ресторанный бизнес, компании по аренде автомобилей активно используют сервисный франчайзинг. Однако, он завоевывает популярность и среди фирм, предоставляющих другие виды услуг.
Бизнес-формат. Франчайзер передаёт партнеру не только права продаж, но и лицензию на организацию данного вида дела. В документах четко оговаривается концепция предпринимательства, даются подробные инструкции по обучению сотрудников, требования к оформлению интерьера, к униформе персонала. Регламентируется рекламная политика, ведение отчетности, взаимоотношения с поставщиками товара.
Обратный франчайзинг - суть в том, что франчайзи выступает в роли агента, который берет у франчайзера товар на реализацию, и потом получает доход в виде % от оборота своего предприятия, что существенно снижает первоначальные затраты на открытие.
Прямой франчайзинг - передача прав по ведению дела одному лицу (на одно предприятие) с ограничением территории.
Субфранчайзинг- передача франчайзером субфранчайзеру своих прав на открытие своих предприятий и продажу франшиз третьим лицам на определенной территории.
Мастер-франшиза - полная и эксклюзивная передача полномочий франчайзера к мастер-франчайзи на закрепленной территории.
Мягкий франчайзинг - потенциальному партнёру предлагается внести лишь часть всех средств, необходимых для открытия предприятия. Остальную часть берёт на себя франчайзер. Позже партнёр получает возможность выкупить долю франчайзера и стать единоличным владельцем.