г. Москва, ул. Бирюсинка, д. 5, стр. 3
Войти
Логин
Пароль
Франшизы - 2023
Заказать звонок

Франчайзинг - основные понятия и термины

Самые читаемые
12.07.2022
21.06.2021
22.06.2021
22.07.2021
11.07.2022
#Теория франчайзинга
#Термины франчайзинга
Если вы хотите начать свое дело, то франчайзинг, как вариант для старта своего бизнеса, подойдет очень даже хорошо. Давайте побольше узнаем об основных понятиях и терминологии франчайзинга.


Понятие франчайзинга


Начнем с основных понятий, что такое франчайзинг и франшиза.


Франчайзинг (от английского franchising)— это предоставление независимому предпринимателю, на основе компенсации, права пользования брэндом и концепцией бизнеса, которое ограничено со стороны правообладателя полномочиями отдавать распоряжения, опекой и контролем. Понятие происходит от французского franchir — право на свободное ведение деятельности.  

Франшиза (от французского franchise — «льгота, привилегия») – это определенные права на использование торговой марки и бизнес модели франчайзера. По сути, говоря, франшиза – это своего рода товар, передаваемый от франчайзера к франчайзи. 


Понятие договора франчайзинга и сторон договора


Теперь выясним, что такое договор франчайзинга и как называются стороны договора.


Договор о франшизе является правовой основой сотрудничества между франчайзером и франчайзи, поскольку он определяет права и обязанности сторон.

Франчайзер (Franchisor) – компания, правообладатель торговой марки, а так же владелец производственных и/или маркетинговых знаний, и предоставляющая право использовать эту марку и знания другой организации, получая взамен определенную плату (royalties).

Франчайзи (Franchisee) – это организация, либо частное лицо, которая в результате уплаты определенного вознаграждения, получает от другой организации право, на использование её товарного знака (бренда), а так же возможность работать по уже готовой и испытанной бизнес - модели, с целью продажи своих товаров и услуг.


Виды платежей во франчайзинге


И наконец, выясним как называются платежи во франчайзинге.


Паушальный взнос (от немецкого - Pauschale «толстый кусок»)  - вознаграждение в виде разового платежа.

Роялти  (от английского  royalty или средневекового французского roialte)  - ежемесячные выплаты франчайзеру в размере процента от прибыли или фиксированной суммы.


Формы франчайзинга


И какие есть термины форм франчайзинга.


Обратный франчайзинг - суть в том, что франчайзи выступает в роли агента, который берет у франчайзера товар на реализацию, и потом получает доход в виде % от оборота своего предприятия, что существенно снижает первоначальные затраты на открытие.

Прямой франчайзинг - передача прав по ведению дела одному лицу (на одно предприятие) с ограничением территории.

Субфранчайзинг- передача франчайзером субфранчайзеру своих прав на открытие своих предприятий и продажу франшиз третьим лицам на определенной территории.

Мастер-франшиза - полная и эксклюзивная передача полномочий франчайзера мастер-франчайзи на закрепленной территории.

Мягкий франчайзинг - потенциальному партнёру предлагается внести лишь часть всех средств, необходимых для открытия предприятия. Остальную часть берёт на себя франчайзер. Позже партнёр получает возможность выкупить долю франчайзера и стать единоличным владельцем.

Виды франчайзинга


На сегодняшний день есть три типа франшизных договоров, которые могут встречаться также в смешанном или частичном виде:


Производственный франчайзинг. В рамках данного партнерства франчайзи получают право на изготовление товаров в соответствии с инструкциями франчайзера. Так компании, выпускающие напитки, поставляют сырье (например, концентрат колы), и делятся с франчайзи секретами производства. Обычно франчайзи разрешается продавать продукцию, изготовленную под торговой маркой франчайзера. Это пример сочетания производственного и торгового франчайзинга.

Торговый франчайзинг - франчайзи занимаются сбытом товаров, поставляемых партнером, под его торговым именем. Товары изготавливаются либо самим франчайзером, либо третьими фирмами по заказу под брендом франчайзера. Этот вид франчайзинга нашел распространение прежде всего в розничной торговле мебелью, косметикой, спортивным оборудованием, хлебобулочными изделиями и т.д.

Сервисный франчайзинг - основан на предоставлении права заниматься определённым видом услуг под торговой маркой франчайзера, который обеспечивает партнера оборудованием, рекламной и маркетинговой поддержкой. Традиционные отрасли, такие как, гостиничный, ресторанный бизнес, компании по аренде автомобилей активно используют сервисный франчайзинг. Однако, он завоевывает популярность и среди фирм, предоставляющих другие виды услуг.

Бизнес-формат. Франчайзер передаёт партнеру не только права продаж, но и лицензию на организацию данного вида дела. В документах четко оговаривается концепция предпринимательства, даются подробные инструкции по обучению сотрудников, требования к оформлению интерьера, к униформе персонала. Регламентируется рекламная политика, ведение отчетности, взаимоотношения с поставщиками товара.