г. Москва, ул. Бирюсинка, д. 5, стр. 3
Войти
Логин
Пароль
Франшизы - 2023
Заказать звонок

Паушальный взнос: что собой представляет, как рассчитывается и чем отличается от роялти

Самые читаемые
12.07.2022
21.06.2021
22.06.2021
22.07.2021
11.07.2022
#Термины франчайзинга
Развивать собственный бизнес через покупку франшизы в России достаточно выгодно, поэтому такой вариант открытия своего дела очень популярен. Под приобретением франшизы подразумевается, по сути, получение готового бизнеса – модели ведения предпринимательской деятельности с возможностью использования технологий и бренда правообладателя (франчайзера), который также берет на себя обучение пользователя (франчайзи).

Для того, чтобы получить такие преференции, франчайзи должен выплатить франчайзеру определенную сумму денежных средств: паушальный взнос и роялти. Регламентируется это статьей 1030 Гражданского Кодекса РФ.

Различия между паушальным взносом и роялти

Вознаграждение франчайзеру за пользование франшизой бывает двух видов:

  1. выплата фиксированной разовой суммы;

  2. ежемесячное перечисление фиксированной суммы или процента от чистой прибыли.

Вознаграждение в виде разового платежа является паушальным взносом. Данный термин заимствован из немецкого языка (die Pauschale), поэтому для многих его значение остается непонятным. Калька с английского, вознаграждение за пользование франшизой (franchise fee), в русском деловом лексиконе не прижилась.

Ежемесячные выплаты франчайзеру в размере процента от прибыли или фиксированной суммы называются роялти.


Порядок выплаты паушального взноса

Когда заключается договор франчайзинга, в нем указывается сумма взноса и порядок его выплаты. Согласно указанным условиям, внести средства можно либо сразу после заключения соглашения (в тот же день), либо до определенной даты (согласованной между франчайзером и франчайзи).

С точки зрения налогообложения, выплата и получение взноса фиксируется, как остальные статьи доходов/расходов. Относится взнос к категории «оказание услуг».

Определение размера взноса

Если просмотреть несколько объявлений о продаже франшиз, можно заметить, что размер паушального взноса всегда разный. В первую очередь франчайзер оценивает расходы, необходимые для запуска франшизы на рынок, поэтому сумма взноса напрямую зависит от следующих факторов:

  1. расходы на обучение сотрудников франчайзи;

  2. расходы на проведение рекламной кампании с целью вывода компании франчайзи на рынок.

На затраты франчайзера влиять могут и факторы, обусловленные сферой деятельности предприятия. Они тоже берутся в учет при формировании суммы паушального взноса.

Однако отличаются между собой и франчайзинговые пакеты, подразумевающие помощь со стороны франчайзера в открытии своего бизнеса. В некоторых случаях практически вся работа делается за франчайзи, и ему остается только руководить уже раскрученным делом. Иногда многое приходится делать самому, поскольку франчайзер, по сути, предоставляет только право пользоваться своим брендом и моделью ведения бизнеса. От условий, включаемых во франчайзинговый пакет, размер паушального взноса зависит напрямую.


Отсутствие паушального взноса при покупке франшизы

Иногда можно столкнуться со случаями отсутствия вознаграждения при покупке франшизы. Франчайзером или вообще не устанавливается паушальный взнос, либо он представляет собой символическую сумму (10-15 тысяч рублей). Основным вознаграждением становится в таком случае роялти.

Наличие или отсутствие паушального взноса при покупке франшизы может говорить о популярности предприятия.

К примеру, если взнос установлен в размере нескольких миллионов рублей, то речь идет о крупной компании, которая имеет свои представительства в нескольких регионах или даже странах. В приобретении франшизы заинтересован, прежде всего, именно потенциальный франчайзи. А сама компания получает основную прибыль за счет собственной деятельности.

Если же паушальным взносом является символическая сумма в несколько тысяч рублей или его нет совсем, то франчайзер заинтересован, чтобы его франшиза покупалась, поскольку это основной вариант увеличения реализации товара или услуги. Франчайзинговое предложение подразумевает в таком случае исключительно наличие роялти. Прибыль от франшиз составляет большой процент от общей прибыли франчайзера.

Встречаются также предложения, согласно которым отсутствует как паушальный взнос, так и роялти. Франчайзи ничего не платит франчайзеру, но в договоре указывается, что он имеет право реализовывать исключительно продукцию используемого бренда, которая будет поставляться франчайзером по оптовым ценам. Прибыль от франшизы будет составлять разницу между розничной и оптовой стоимостью продукции. По сути, франчайзи становится постоянным клиентом франчайзера, обеспечивая ему стабильную прибыль от реализации товара.

Определить потенциальную выгоду от франшизы в зависимости от размера паушального взноса невозможно, поскольку на получение прибыли влияет множество факторов, никак не связанных с размером начального вознаграждения. Некоторые потенциальные франчайзи предпочитают приобретать франшизы, при покупке которых платится высокий паушальный взнос, полагая, что и прибыли будут большими. Это не более чем распространенное заблуждение.


Возвращение паушального взноса

В некоторых случаях франчайзи может требовать от франчайзера возвращения выплаченного при покупке франшизы вознаграждения. Возможно это в том случае, если франчайзером не соблюдены или не полностью выполнены условия договора, что позволяет разорвать его в одностороннем порядке.

Обращаться с подобным прошением необходимо в судебную инстанцию. Если будет доказано, что условия договора не были выполнены, франчайзера обяжут возвратить паушальный взнос в полном объеме.

Как относиться к паушальному взносу

Если вы хотите приобрести франшизу, необходимо обратить внимание, на основе чего сформировано вознаграждение при ее покупке, а именно — что вы получаете по условиям договора. Когда высокий размер паушального взноса обусловлен большим количеством услуг, которые франчайзер предоставит франчайзи для открытия и раскрутки собственного дела, то расходы полностью оправданы.

Если же высокий размер вознаграждения подразумевает исключительно передачу права пользования брендом и моделями ведения бизнеса, необходимо подумать о целесообразности такой покупки.