г. Москва, ул. Бирюсинка, д. 5, стр. 3
Поиск
Войти
Логин
Пароль
Заказать звонок

Плюсы и минусы бизнеса по франшизе

Самые читаемые
12.07.2022
21.06.2021
22.06.2021
22.07.2021
09.07.2022
11.07.2022
В настоящее время уже очень много известно о франчайзинге в нашей стране. Это направление бизнеса активно развивается. Франчайзинг как явление пришло на наш рынок с просторов США.

Любой бизнес имеет свойство развиваться. Впрочем, любой бизнес должен развиваться, если его владелец желает продолжать получать прибыль. Сегодня очень широко применяется метод франчайзинга. Мы бы хотели поговорить о плюсах и минусах франчайзинга, как метода ведения бизнеса.

 Все имеет свои достоинства и недостатки. Но, тем не менее, есть общие, методологические плюсы франшизы. Так же точно мы можем найти минусы в любом предложении договора франшизы. В чём же они заключаются?

Создаём франшизу: взвесим плюсы и минусы франчайзинга

 Если вы решили развивать свой бизнес именно по формату франчайзинга, то с самого начала стоит ответить для себя на несколько вопросов. Ответить как можно точнее и правдивее.

Вы любите руководить другими?

Вы готовы следовать чужим указаниям?

Вы планируете работать над новыми методами рекламы, технологиями бизнеса и прочими процессами внутри вашего дела?

Несомненный плюс франчайзинга в том, что он позволяет быстро охватить широкую территорию. И в краткие сроки захватить внушительную часть рынка. Для франчайзи же заключается в возможности создать бизнес «малой кровью», избегая ошибок и неудач. Молодой предприниматель может получить готовый, проверенный бизнес. Что практически равняется гарантированному доходу. Это несомненные плюсы франшизы и плюсы франчайзинга.

 «Мы бы обязательно стали развивать франчайзинг, поскольку это выгодно!» - говорит Андрей Кондратюкин, исполнительный директор по франчайзингу, M&A и инновациям ОАО ТД «Копейка» (20 франчайзинговых предприятий).


1296572350_46.png


Так как договор франшизы подразумевает наличие двух сторон: франчайзи (пользователя) и франчайзера (правообладателя) – то и минусы, и плюсы франчайзинга получает каждая сторона.

Выгода франчайзинга: считаем плюсы

Итак, рассмотрим более конкретно, чем так выгоден франчайзинг? Какие плюсы франшизы может получить любой человек?

  1. Один из самых главных плюсов франшизы – это то, что франчайзер заранее знает, какой именно капитал понадобится франчайзи для выхода на самоокупаемость и получения прибыли. По словам Майкла Зейда, консультанта по франчайзингу, штат Коннектикут, многие фирмы-новички не учитывают этого плюса франчайзинга  и пытаются развиваться сами. Но не зная, сколько им понадобится денег до выхода к самоокупаемости, они прогорают.
  2. Имя и бренд. Ещё одним существенным плюсом франшизы является то, что вы получаете возможность начать бизнес под твёрдым, уже известным брендом. Авторитет имени компании-франчайзера и лояльность к ней покупателей переносится и на франчайзи. Это очень большой плюс системы франчайзинга для начинающего бизнесмена.
  3. Поддержка «большого брата». Франчайзер, стремясь обеспечить прибыльность франчайзи, всегда оказывает ему поддержку на начальном этапе становления бизнеса. Обучение, рекламные материалы, маркетинговая политика – всё это и многое другое предоставляется компанией-правообладателем. Этот плюс несёт в себе любая франшиза. Это плюс всей системы франчайзинга.
  4. Опыт и увеличивающаяся база знаний. Любой франчайзер, который думает о своём будущем, накапливает опыт, анализируя деятельность всех своих франчайзи. Этот плюс франшизы заключается в том, что фирма может создать огромную базу знаний о рынке, покупателях товара или потребителях услуги. Индивидуальному предпринимателю такое, в 90 % случаев – не под силу.
  5. Скидки при закупке. Многие франчайзинговые сети, добавляют ещё один плюс в копилку достоинств франчайзинга. Это коллективные закупки. Франчайзи пользуются скидками, на которые даже не рассчитывает индивидуальный бизнесмен.
  6. Готовая реклама. Входя в систему франчайзинга, все предприниматели получают готовую, единую рекламную политику. Им не надо продвигать в этом плане бизнес самостоятельно, что ощутимо экономит силы и время. Это несомненный плюс франшизы для франчайзи.
  7. Ещё один плюс франчайзинга – это возможность избежать ошибок на старте. Пользуясь поддержкой опытной компании, франчайзи получает знания о всех опасностях и ловушках, ожидающих его впереди.
  8. Готовая клиентская база – бесспорный плюс франшизы. Вам не нужно  добиваться внимания. Клиенты франчайзера переходят к вам.
  9. При покупке франшизы предприниматель получает не только готовую модель ведения бизнеса, советы по маркетингу, помощь в обучении персонала, но и уже определенную известность бренда. Чаще всего бренд мирового или государственного масштаба, что позволяет на старте и раскрутке бизнеса крепко встать на ноги и прочно занять если не лидирующее место среди конкурентов, то уж точно не последнее.
  10. Поскольку продавец франшизы предоставляет полную информацию по ведению бизнеса, поставкам, обслуживанию, то предпринимателю достаточно владеть хорошими навыками организатора, ничего нового придумывать не нужно.
  11. Владелец франшизы может выступать гарантом для получения кредита на открытие бизнеса, если в этом есть необходимость. На сайтах многих банков можно найти список аккредитованных франшиз.
  12. При наличии денег предприниматель не ломает голову над поиском лучших и оптимальных путей продвижения на рынке.
  13. Так как у собственника франшизы имеются все необходимые данные для прогнозирования перспектив развития, то это поможет более точно составить финансовый прогноз. • Изучать рынок тоже не потребуется, всю информацию также предоставит владелец франшизы


Бизнес по франчайзингу: плюсы создания франшизы для франчайзера
  1. Снижение необходимого капитала.  Именно так! При франчайзинге величина необходимого на развитие сети капитала очень мала, в сравнении с индивидуальным бизнесом, так как все расходы несёт франчайзи. Это огромный, жирный плюс франчайзингу  как системе развития бизнеса. Так фирма «Инвитро» располагает (открывшая, кстати говоря, 22 франчайзинговых предприятия) 20 франшизными медицинскими офисами. Она привлекла в бизнес около одного миллиона долларов.
  2. Возможность исследований для создания новых товаров и услуг. Именно франчайзеры получают такую возможность. Плюс создания в том, что пока идут отчисления в виде паушальных платежей и роялти, франчайзер может разработать новые товары и услуги, которые привлекут дополнительных покупателей.
  3. Скорость развития. Несомненным плюсом является высокая скорость развития сети. Вам не нужно вкладывать свой капитал, а значит, вы сможете охватить большую часть рынка очень быстро. Кроме того, местные предприниматели лучше знают свой сегмент рынка, интересы потребителей и т.д.
  4. Труд на себя. Каждый франчайзи работает на себя. Руководитель франшизной компании – это её собственник. А значит, он лично заинтересован в прибыльности своей компании. Это также – плюс франшизы, который не встретишь при развитии сети индивидуального бизнеса.
  5. Лёгкость управления. Франчайзеру не нужно создавать раздутые аппараты управления бинесом. Достаточно команды, которая координирует и направляет работу франчайзи. Их менеджеры – это их менеджеры. В этом случае плюсом всей системы будет простота управления и малая численность требуемого персонала. Отличный пример – сеть «Subway». Сеть из 27750 точек по всему миру (на каждой точке работает около 10 человек) управляется 600 сотрудниками и 250 агентами по всему миру.



Минусы франчайзинга: что не нравится франчайзи
  1. Ограниченная самостоятельность. Минусом франшизы является то, что за каждым из франчайзи ведётся наблюдение – в особенности на раннем этапе бизнеса. Франчайзер обычно осуществляет довольно жёсткий контроль услуг и товара, рекламы, методов работы. Кроме того, он следит за тем, что бы франчайзи работал только по его формату и согласно договору. Кроме того, в некоторых случаях франчайзи может быть ограничен в управлении собственной компанией, так как вынужден сотрудничать в это вопросе с держателями франшизы.
  2. Ещё одним минусом франчайзинга для франчайзи можно посчитать необходимость уплаты первоначального взноса и розничной цены. Подобная сумма зависит только от франчайзера и франшизы. Она может колебаться от нескольких сотен, до нескольких сотен тысяч долларов. Например, знаменитый «Макдональдс» предлагает свою франшизу за 450 000 долларов!
  3. Выплаты постоянных роялти. Многим франчайзи не нравится необходимость выплачивать роялти (регулярные периодические платежи в пользу франчайзера; обычно – это процент с оборота). Они с готовностью назовут это минусом франшизы.
  4. Одним из минусов франчайзинга можно считать тот факт, что по окончанию срока действия договора франшизы, вы фактически покидаете бизнес. Заработанная репутация может отходить франчайзеру без каких-либо компенсационных выплат. Этот вопрос либо должен оговариваться в договоре франшизы, либо вы должны осознавать это. И идти в франчайзинговую сеть с понимаем, что ваша ставка – на ежегодные прибыли, а не на продажу развитого бизнеса в конце срока деятельности.
  5. Ограничения по продаже бизнеса – это можно назвать ещё одним минусом франшизы. Договор между франчайзером и франчайзи может жёстко ограничивать последнего в попытках продажи бизнеса даже другому франчайзи. Чаще всего, франчайзер выдвигает условия, на которые мало кто соглашается.
  6. У предпринимателя должен быть не малый капитал, ведь нужно часть средств заплатить и владельцу франшизы.
  7. Существует некоторая зависимость от репутации бизнеса. Если у владельца франшизы начинаются проблемы, то они, скорее всего, начнутся и у вас.
  8. Часть дохода необходимо будет отдавать владельцу франшизы, поскольку существуют определенные договорные обязательства. Можно сказать, что это плата за бренд.
  9. Неуверенность в будущем. Собственник франшизы может закрыть сеть и вам ничего не станется, как начинать новое дело.
  10. Начинать собственное дело с нуля или с приобретения франшизы решать, конечно, вам. Взвесьте все «за» и «против», перед принятием решения.


Минусы франчайзинга: взгляд франчайзера


  1. Контроль качества товара или услуги. Это постоянная головная боль всех франчайзеров. Зависимость авторитета бренда и доверия к нему покупателей (и как следствие, выгодность бизнеса) от действий всех франчайзи – это прямой минус франшизы. Недобросовестные франчайзи, зарабатывая мимолётные крохи выгоды, сильно подрывают весь бизнес. Так случилось  с перспективной некогда «Дока-пиццей».
  2. Недоверие между франчайзерами и франчайзи. Это можно отнести к минусу всего российского франчайзинга. Чаще всего, договор франшизы в России настолько жёстко ограничивает франчайзи, что тот становится не партнёром, а зависимым лицом. Впрочем, понять это можно: многие франчайзи не всегда считают нужным выполнять рекомендации и правила, предоставленные франчайзером.
  3. Минусом продажи франшизы для франчайзера может стать неверное понимание им процесса. Некоторые бизнесмены склонны рассматривать это как обычную продажу товара. Часто – в качестве наглядного материала выступают лучшие данные по собственным точкам. То есть не учитывается минимум. Либо – данные по столичным городам без оглядки на специфику рынка регионов.
  4. Возможность появления конкурента. Не все франчайзи покидают бизнес безболезненно для владельца бизнеса. Кое-кто может превратиться в конкурента, который заработал капитал и опыт, а теперь решил выйти на рынок, используя всё те же технологии своего недавнего франчайзера. Этот минус франчайзинга основывается на недобросовестности некоторых людей, но не на недостатках ситемы.
  5. Ещё одним, правда весьма сомнительным минусом создания франшизы, для некоторых франчайзеров может стать необходимость тщательной и достаточно долгой проработки франчайзинговой программы. Но это и естественно. Создавая предложение франшизы для других людей, нужно постараться учесть возможные риски и опасности, подсчитать  вероятные выгоды и потери и т.д. Не все франчайзеры, к сожалению, готовы на подобную работу.

«Франчайзер, имеющий действительно большой опыт управления собственными предприятиями, должен передать партнеру свой опыт, до мельчайших деталей отраженный во франчайзинговом пакете. Во многом благодаря детальной проработке передаваемой партнерам документации наши франчайзи добиваются успеха», - заявляет Ирина Игнарина, MoDaMo.

Плюсы и минусы франчайзинга: каждый решает сам

 Начиная собственное дело или создавая франшизу, каждый предприниматель, конечно же, размышляет над своими мотивами и идеями. Франчайзинг – это отличный метод расширения бизнеса для опытных ветеранов рынка, а также прекрасный способ начать бизнес в сильной компании и получить бесценный опыт для новичков. Каждый сам решает, что какие плюсы и минусы франчайзинга ему важнее всего. Однако нельзя забывать, что жертвуя чем-то (к примеру, самостоятельностью и частью прибыли) можно получить гораздо большее (опыт, поддержку и ещё большую прибыль).