Прогнозируется, что объем Российского рынка в 2022 году составит более 4,8 трлн. руб., что примерно на треть превышает показатели 2021 года. Безусловно, по сравнению с США, у нас франчайзинг пока отстает. Но при этом хотелось бы обратить Ваше внимание и на то, что успешных франчайзеров в России становится все больше.
По данным портала Franchise-Center.ru, всего в России в 2021 году насчитывается около 2900 франчайзеров, а в период с 2017 года количество франшиз выросло на половину.
Франчайзинг постепенно становится всё более привлекательным в малом и среднем бизнесе, но главное в данной ситуации не ошибиться в выборе партнера, а также не повторить типичные для всех новичков ошибки.
В структуре правообладателей по договорам франчайзинга наблюдается тенденция к снижению иностранных правообладателей. Так, в период с 2017 года по 2020 г., количество российских правообладателей увеличилось до 99% в общей структуре правообладателей.
На франчайзеров из Москвы в 2021 году приходится почти 20% от общего числа франчайзеров. 10% продавцов франшизы находятся в Санкт-Петербурге.
По данным «Роспатента», в 2020 году количество зарегистрированных договоров франчайзинга составило 4 833 ед., что выше на 52,4% значения 2017 года. Учитывая динамику рынка, прогнозируется, что в июле 2022 году количество зарегистрированных договоров составит более 6 500.
В России франчайзинг появился в начале 1990-х годов благодаря иностранной корпорации Baskin Robins, которая продала первую франшизу в Москве в 1993 году.
А первым русским франчайзером в России стал Владимир Довгань с франшизами «Дока-хлеб» и «Дока-пицца». Компания Довганя выпускала оборудование для мини-пекарен. С 1990 по 1994 годы под брендами «Дока-пицца» и «Дока-хлеб» работало более 800 пекарен по всему СНГ. В результате ошибок и просчетов в управлении компанией. В 1997 году компания «Дока-хлеб» была признана банкротом.
До России франчайзинг развивался довольно долго по рыночным меркам. Даже популярный «Макдональдс» появился у нас только с падением «железного занавеса». Сразу после этой успешной экспансии семимильными шагами в России стали появляться практически ежедневно новые и новые франчайзеры: спортивные, ресторанные, продовольственные бренды. Правда, не все они оставались на плаву.
Следующей компанией, которая начала активно завоёвывать рынок франчайзинга в России, стала компания ГК «Спортмастер», которая привела именитые зарубежные бренды (Kettler, Columbia). В том же году была создана Российская Ассоциация франчайзинга.
Существенное ускорение процесса развития данной сферы бизнеса произошло после первой конференции «Франчайзинг в России», которая была проведена весной 1999 года. Результатами этой конференции может считаться тот факт, что уже к концу 2001 года реальных франшиз было уже более 40.
В двухтысячные годы на рынке России появились франшизы Milavitsa, Бэби-клуб, BERGhoff, Азимут отель, Кофеин и многие другие. Кризис 2008 года больно ударил по экономике, многие компании прекратили свою деятельность. Только к 2011 году экономика восстановилась и количество франчайзеров почти в 2 раза превысило докризисные показатели.
В 2021 году стали популярнее франшизы продуктовых магазинов (магазины у дома, мини-маркеты, супермаркеты, дискаунтеры). Происходило это в первую очередь благодаря стремительному строительству в регионах современных торгово-развлекательных центров. При этом, безусловно, нельзя не учитывать и стремление многих ритейлеров развивать собственный бизнес в различных удаленных регионах и небольших городах не собственными силами, а посредством франчайзинга. Также хотелось бы обратить Ваше внимание на то, что франчайзинг активно начал развиваться в небольших городах, а не только в Москве, Петербурге или других городах – «миллионниках». На сегодняшний день по франчайзинговой схеме работают такие известные отечественные компании как: сеть продовольственных магазинов «Пятерочка», бухгалтерская фирма 1С и многие другие. И с уверенностью можно сказать, что рынок в России благоприятен для развития франчайзинга.
Радует и то, что потенциальный франчайзи стал намного более подготовленным, поэтому в процессе переговоров все чаще и чаще звучат «правильные» вопросы.
Каким образом франчайзер собирается развивать собственный брэнд?
Какую поддержку получит франчайзи?
Какими преимуществами обладает франчайзинговая программа?
При этом список данных вопросов может быть неограниченным. Ответы на подобные вопросы не только формируют отношение потенциального франчайзи к своему будущему партнеру, но и непосредственно связаны с финансовой отдачей — параметром, который в первую очередь волнует каждого инвестора. Именно поэтому франчайзеры в большинстве случаев предоставляют данную информацию при продаже франшиз собственным партнерам.
Открытость на начальной стадии переговоров – это признак хорошего тона, которым должен обладать любой франчайзер. Все это ярко свидетельствует об увеличении популярности франчайзинга и появлении массового положительного опыта в данной сфере. Действительно можно с полной уверенностью утверждать, что развитие франчайзинга в России происходит ускоренными темпами.
Например, крупная федеральная сеть под брендом X5 Retail Group, которой принадлежит сеть "Пятерочка", после покупки и поглощения сети "Копейка" начала работать по договору франчайзинга.
Предприниматели и коммерсанты теперь могут открыть "свою" "Пятёрочку" по договору франчайзинга. По такой схеме франчайзеру не выплачиваются роялти. Материнская компания выплачивает своему новому партнеру агентское вознаграждение, которое полностью зависит от объема продаж.
В этом случае аренда или покупка помещения, оформление, содержание и оборудование для бизнеса, а также установление фонда заработной платы для всего персонала полностью ложатся на плечи франчайзи. Все оборотные доходы передаются непосредственно франчайзи.
Куда важнее объем продаваемой продукции, от которого будет полностью зависеть прибыль владельца. Тот факт, что схема известна как "обратный франчайзинг" и уже долгое время работает во франшизах X5 Retail Group, показывает, что схема выгодна не только франчайзи, но и франчайзерам.
Поэтому в первую очередь стоит обратить внимание не на тех, кто готов инвестировать в открытие такого магазина под известным брендом, а на тех, кто уже владеет продуктовым магазином или небольшой сетью магазинов. Это означает, что уже есть арендованные помещения, работники уже получают зарплату, сформирован рабочий план и имеется определенный опыт ведения бизнеса.
Франчайзинговые договора с крупными федеральными сетями позволят предпринимателям добиться необходимых результатов с минимальными капитальными вложениями.
Типичным и успешным примером развития франчайзинговой розничной сети является продуктовый магазин под брендом "Фасоль", принадлежащий компании Metro. Более 1700 магазинов было открыто по всей России, в основном в европейской части страны. Франчайзер обещает открытие "под ключ" в течение восьми недель. На выбор предлагается четыре формата торговых точек - от магазина с полным набором услуг или магазина у дома до автозаправочной станции, гостиницы или киоска в коммерческом центре. Франчайзи назначается персональный менеджер, который будет вести партнера на протяжении всего развития франшизы. Первоначальные инвестиции составляют 1 миллион рублей.
"Авокадо" - это франшиза магазина товаров повседневного спроса. Бренд принадлежит поставщику продуктов питания Sweet Life. Однако франчайзи не обязан покупать товары только у этой компании. Матрица продуктов состоит из более чем 1 000 продуктов, на которые регулярно проводятся акции. Такие франшизы интересны благодаря их агрессивным маркетинговым усилиям по отношению к клиентам. Необходимые первоначальные инвестиции - от 100 000 рублей.