Начнем с основных понятий, что такое франчайзинг и франшиза.
Франчайзинг (от английского franchising)— это предоставление независимому предпринимателю, на основе компенсации, права пользования брэндом и концепцией бизнеса, которое ограничено со стороны правообладателя полномочиями отдавать распоряжения, опекой и контролем. Понятие происходит от французского franchir — право на свободное ведение деятельности.
Франшиза (от французского franchise — «льгота, привилегия») – это определенные права на использование торговой марки и бизнес модели франчайзера. По сути, говоря, франшиза – это своего рода товар, передаваемый от франчайзера к франчайзи.
Теперь выясним, что такое договор франчайзинга и как называются стороны договора.
Договор о франшизе является правовой основой сотрудничества между франчайзером и франчайзи, поскольку он определяет права и обязанности сторон.
Франчайзер (Franchisor) – компания, правообладатель торговой марки, а так же владелец производственных и/или маркетинговых знаний, и предоставляющая право использовать эту марку и знания другой организации, получая взамен определенную плату (royalties).
Франчайзи (Franchisee) – это организация, либо частное лицо, которая в результате уплаты определенного вознаграждения, получает от другой организации право, на использование её товарного знака (бренда), а так же возможность работать по уже готовой и испытанной бизнес - модели, с целью продажи своих товаров и услуг.
И наконец, выясним как называются платежи во франчайзинге.
Паушальный взнос (от немецкого - Pauschale «толстый кусок») - вознаграждение в виде разового платежа.
Роялти (от английского royalty или средневекового французского roialte) - ежемесячные выплаты франчайзеру в размере процента от прибыли или фиксированной суммы.
И какие есть термины форм франчайзинга.
Обратный франчайзинг - суть в том, что франчайзи выступает в роли агента, который берет у франчайзера товар на реализацию, и потом получает доход в виде % от оборота своего предприятия, что существенно снижает первоначальные затраты на открытие.
На сегодняшний день есть три типа франшизных договоров, которые могут встречаться также в смешанном или частичном виде:
Производственный франчайзинг. В рамках данного партнерства франчайзи получают право на изготовление товаров в соответствии с инструкциями франчайзера. Так компании, выпускающие напитки, поставляют сырье (например, концентрат колы), и делятся с франчайзи секретами производства. Обычно франчайзи разрешается продавать продукцию, изготовленную под торговой маркой франчайзера. Это пример сочетания производственного и торгового франчайзинга.
Торговый франчайзинг - франчайзи занимаются сбытом товаров, поставляемых партнером, под его торговым именем. Товары изготавливаются либо самим франчайзером, либо третьими фирмами по заказу под брендом франчайзера. Этот вид франчайзинга нашел распространение прежде всего в розничной торговле мебелью, косметикой, спортивным оборудованием, хлебобулочными изделиями и т.д.
Сервисный франчайзинг - основан на предоставлении права заниматься определённым видом услуг под торговой маркой франчайзера, который обеспечивает партнера оборудованием, рекламной и маркетинговой поддержкой. Традиционные отрасли, такие как, гостиничный, ресторанный бизнес, компании по аренде автомобилей активно используют сервисный франчайзинг. Однако, он завоевывает популярность и среди фирм, предоставляющих другие виды услуг.
Бизнес-формат. Франчайзер передаёт партнеру не только права продаж, но и лицензию на организацию данного вида дела. В документах четко оговаривается концепция предпринимательства, даются подробные инструкции по обучению сотрудников, требования к оформлению интерьера, к униформе персонала. Регламентируется рекламная политика, ведение отчетности, взаимоотношения с поставщиками товара.