г. Москва, ул. Бирюсинка, д. 5, стр. 3
Поиск
Войти
Логин
Пароль
Заказать звонок

Франчайзинг: копирование бизнеса

16 июн 2021
Франчайзинг в рознице – это своеобразное копирование бизнеса, торговой технологии и брэнда франчайзера. На первый взгляд, данный метод развития приносит франчайзеру исключительно плюсы – максимально быстрое развитие, упрощенное вхождение на региональные рынки, а также дополнительный доход от роялти. Для франчайзи перспективы не менее приятные – готовая технология, документация, известная марка, а также стабильная рентабельность. Однако, конечно же, у любой монеты всегда имеются две стороны.
 В случае, если деловые отношения между партнерами не сложатся, то франчайзер может быть атакован своими же клонами, которые будут работать по его технологии, но только под новой вывеской. Ну а франчайзи рискует подписаться на невыгодные условия по выплате роялти либо же остаться без необходимой поддержки в процессе подписании договоров с поставщиками оборудования и товаров.

Следует отметить, что франчайзинг в розничных сетях в последнее время развивается ускоренными темпами. Кроме этого хотелось бы обратить Ваше внимание на то, что франчайзинг является одним из немногих именно российских, а не лишь только московских явлений. Для многочисленных франчайзеров именно франчайзинг в розничных сетях выступаем оптимальным методом создания максимально стабильной и гибкой сети, а также возможностью открывать новые магазины, при этом, не привлекая собственных денежных средств. Но надо не забывать, что каждый из участников системы часто сталкивается с пробелами законодательной базы и недостатком опыта. Безусловно, как и любое другое новое явление, франчайзинг развивается с определенными трудностями.

Франчайзинговый договор и закон

 Наверняка ни для кого, ни секрет, что законодательная база для франчайзинговых отношений в нашей стране еще не сформирована на необходимом уровне. Компании в большинстве случаев ориентируются на договор коммерческой концессии, не охватывающий всех нюансов подобных отношений. Кроме всего прочего, по оценке большинства участников рынка ныне действующий закон юридически несовершенен.

 Именно поэтому в сложившейся ситуации нередко многие компании предпочитают работать сразу по нескольким договорам, каждый из которых детально прописывает некоторые моменты взаимодействия партнеров. В процессе их заключения принципиально важно максимально конкретнее сформулировать саму суть сотрудничества, права и обязательства обеих сторон, а также прописать специфику помощи франчайзера и другие важные условия совместной работы. Кроме этого, так как подобные договора подразумевают длительное сотрудничество, необходимо предусмотреть санкции в случае, если франчайзинговый договор будет разорван одной из сторон раньше оговоренного срока.

  Например, стандартный пакет документов франчайзинговой сети “АБК” включает в себя договор коммерческой концессии, договор поставки товара, договор на оказание консультационных услуг, а также договор залога. Безусловно, в каждом конкретном случае данный список может быть расширен.

 Самый тонкий вопрос, который должен решить франчайзер - это защита его интеллектуальной собственности. В большинстве случаев, стороны ограничиваются только заключением лицензионного договора, позволяющего франчайзи использовать торговую марку, которой обладает франчайзер. Кроме этого покупатель брэнда, чаще всего заключая франчайзинговый договор, обязуется не заниматься идентичным бизнесом в течение определенного времени после окончания срока договора. Но по причине несовершенства имеющейся законодательной базы очень трудно правильно зафиксировать все объекты интеллектуальной собственности, которые задействованы во франчайзинговых отношениях, и внести их в договор коммерческой концессии.

Промышленный шпионаж либо просто деловая разведка?

 Промышленный шпионаж – одна из форм недобросовестной («черной») конкуренции в экономике, которой на сегодняшний день, по сути, не чурается никто: ни субъекты малого бизнеса, ни мощные государства. Главная цель «любопытствующих субъектов» – экономия денежных средств и времени, которые необходимо затратить для того, чтобы догнать конкурента или опередить его. Предметом такой деятельности является служебная и коммерческая тайна. К примеру, новые технологии и перспективные рынки.

 Безусловно, любая компания заинтересована в том, чтобы обладать конфиденциальной информацией о своих конкурентах, не допуская при этом самим утечек. В особенности данная задача актуальна в кризисную пору, когда угроза увольнений становится причиной потери лояльности со стороны работников соответствующих компаний, которые без проблем становятся добычей собирателей чужих секретов. Ну а когда потоки информации плохо контролируются, уязвимость фирмы увеличивается.

 Но нужно не забывать, что при промышленном шпионаже субъект активно использует незаконные инструменты ведения конкурентной борьбы, среди которых можно выделить:

  • подкуп либо шантаж лиц, которые могут передать документацию либо образцы продукции;
  • тайное проникновение на объект компании конкурента;
  • кража документов или образцов;
  • диверсия;
  • активное внедрение агента на предприятие конкурента;
  • кража информации с помощью незаконного применения технических средств (прослушивание, взлом компьютеров и т. п.).


 При этом стоит сказать, что на сегодняшний день предприятия все чаще делают свой выбор в пользу вполне легального промышленного шпионажа – деловой разведки, либо бенчмаркинга.

 Деловая разведка – это важный элемент корпоративной культуры ведения любого современного бизнеса. В отличие от вышеуказанных действий деловая разведка осуществляется в рамках действующих правовых норм, а источниками получения её результатов является аналитическая обработка открытых материалов. Появление инновационных информационных технологий, а также сравнительная дешевизна доступа к необходимым ресурсам позволяют аналитикам собирать материалы, которые являются полезными в принятии различных стратегических решений. Если же коснуться отечественной практике, то предприниматели прибегают к промышленному шпионажу чаще, поскольку они обучены методам деловой разведки, а нередко и вообще не знают об их наличии.

 В случае, если компания ориентируется на дальнейший рост и планирует выходить на лидирующие позиции в собственном сегменте рынка, то служебная и коммерческая тайна должна быть максимально защищена. Внутри такой компании обязательно должны быть созданы профилирующие отделения, которые бы занимались исключительно защитой информации. Действительно необходимо пресекать любую утечку информации, а также в случае необходимости проводить служебные расследования по любому факту разглашения коммерческой тайны. Можно с полной уверенностью утверждать, что расходы на развитие этого направления на 100% себя оправдывают.

  Суммируя всё вышесказанное, хотелось бы посоветовать следующее: если Ваша компания действительно умеет зарабатывать большие деньги, то будьте готовы к тому, что конкуренты могут осуществлять копирование бизнеса. Чем более успешным будет Ваш бизнес, тем, соответственно, больше желающих будет столкнуть Вас с дистанции. Именно поэтому категорически нельзя экономить средства на защите собственного бизнеса, в особенности в условиях кризиса, когда многочисленные конкуренты готовы с радостью предпринять практически любые меры, чтобы завоевать Вашего клиента.