г. Москва, ул. Бирюсинка, д. 5, стр. 3
Войти
Логин
Пароль
Лучшие франшизы
Заказать звонок

Правила и порядок регистрация торгового знака в России: основные процедуры, права и обязанности

16 июн 2021
Товарный знак – это слово, изображение, буквы, мелодия или иные обозначения, которые используются для индивидуализации товара. Согласно законодательству, можно получить свидетельство на товарный знак и тем самым закрепить за собой исключительное право на него, то есть стать правообладателем. Пройдя процедуру регистрации товарного знака, предприниматель или компания могут им распоряжаться и запрещать его использование другим лицам. Однако это право действует лишь в отношении товаров и услуг, для которых это обозначение было зарегистрировано.

Регистрация товарного знака в России дает исключительное право на использование какого-либо изображения

 Товарный знак является интеллектуальной собственностью, а регистрация торгового знака в России – это закрепление права на индивидуализацию товаров, услуг, ИТ-систем, юридических лиц и предприятий. Тот, кто воспользуется чужим товарным знаком, по закону несет административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность.

  Понятие «торговый знак» часто подменяют другими – «торговая марка» и «бренд». Торговый знак на по-английски - «trademark», отсюда и появился термин «торговая марка», то есть дословный перевод «trade mark». Однако «торговая марка» в России используется только на бытовом уровне. Законодательством РФ охраняется товарный знак и знак обслуживания, только эти понятия фигурируют в правовых актах.

 Бренд также не является официальным термином, а используется в маркетинговых целях. Брендом часто называют уже раскрученный и узнаваемый товарный знак.

Виды обозначений, которые могут быть использованы в качестве товарного знака

 Правила регистрации товарного знака разрешают защищать даже цветовые решения, то есть фирменное изображение охраняется в той цветовой гамме, в которой оно было подано на регистрацию. Все товарные знаки можно объединить в следующие группы:

  • Словесные – это логограммы, буквенные композиции, они составляют 80% всех товарных знаков. В качестве примеров можно привести такие бренды, как «Аленка», «Apple», kodak, ТНТ, Первый канал.
  • Изобразительные составляют только 5% от общего числа товарных знаков. Обычно они отображают род деятельности компании, являются абстрактными или конкретными изображениями. Например, у Mercedes-Benz это трехлучевая звезда в кольце.
  • Комбинированные обозначения – сочетание двух предыдущих видов. То есть на товарном знаке присутствуют и буквы и изображение, обычно такой знак называют логотипом. Примером могут служить товарные знаки компаний Nike, Lacoste и др.
  • Звуковые знаки – мелодии, различные шумы, слова на звуковом фоне. Эти товарные знаки для России еще являются новинкой, но широко используются за рубежом, например, для радиокомпаний в качестве позывных. Звуковыми товарными знаками являются и мелодии мобильников Nokia, Philips и т.п. В нашей стране, как товарный знак, зарегистрирована мелодия, которая звучит в аэропорту Шереметьево-2 перед объявлением рейса.
  • Трехмерные – это сам товар или фирменная упаковка.
  • Голограмма – тоже новый вид товарного знака, но уже широко используемый в нашей стране. Такое обозначение есть на пластиковых картах, оно меняется в зависимости от угла, под которым на него смотришь.

 Есть еще товарные знаки, неприменяемые в России – это световые и обонятельные. Несмотря на то, что существует огромное множество различных обозначений, правила регистрации товарных знаков одни для всех. Они требуют, чтобы каждый знак обладал различительной способностью и не вводил в заблуждение потребителей.

Некоторые правила регистрации товарного знака

 Регистрация товарного знака в России – не обязательная процедура. Можно пользоваться незарегистрированным товарным знаком, но при этом никаких исключительных прав на такое пользование не возникает. Вы можете годами работать под своим фирменным названием, наработать хорошую репутацию, добиться узнаваемости на рынке. Но вашим успехом однажды безнаказанно воспользуется другой предприниматель, выпустив свою продукцию под вашим незарегистрированным, но уже раскрученным брендом. Поэтому многих предпринимателей сегодня интересует вопрос, где зарегистрировать товарный знак?

 В России услуги по регистрации товарного знака оказывает Роспатент и целый ряд фирм-посредников. В частности, наш портал Кupi-franshizu.ru может оказать профессиональную помощь в разработке и регистрации товарного знака, фирменного стиля, логотипа. Цена услуги по регистрации товарного знака зависит от количества классов товаров и услуг, в отношении которых закрепляется исключительное право предпринимателя или компании. На сегодня существует 34 класса товаров и 11 классов услуг, установленных Международной классификацией для регистрации знаков.

  Однако далеко не каждое обозначение может стать товарным знаком. Гражданским кодексом РФ установлен целый ряд ограничений. Так, нельзя зарегистрировать обозначение, которое уже широко используется, вошло во всеобщее употребление. Кроме того нельзя, например, производителям игрушек выбирать в качестве товарного знака слово «игрушки», то есть не должно быть прямого указания на товар. Зато можно выбрать слова «Розовый слон», «Бегемот» и т.п. При этом обозначение не должно быть ложным и вводить потребителей в заблуждение. То есть потребители, видя такой товарный знак, не должны думать, что компания действительно торгует слонами или бегемотами в прямом понимании этих слов. К примеру, нельзя выбирать для одежды товарный знак «компьютер», а для компьютеров – «меха и кожа». Товарным знаком может стать имя или фамилия (Довгань, Тинькофф, Алла).

Процедура и порядок регистрации товарного знака

 Вся процедура регистрации товарного знака состоит из нескольких этапов. Изначально нужно разработать сам знак. Для этого определяются цели товара, на их основе подбираются основные элементы обозначения, которое станет символом компании. Обычно создается несколько эскизов, из которых выбираются 2-3 для дальнейшего исследования. Далее порядок регистрации торговой марки предусматривает поиск подобных знаков среди уже зарегистрированных обозначений в базе данных Роспатента.

 Отобранные в результате поисков схожие обозначения сравнивают с предложенными для патентования образцами. При необходимости эскизы корректируются, чтобы добиться максимального различия с уже зарегистрированными знаками. Выбранные таким образом обозначения утверждаются, затем комплектуется заявка на товарный знак. После такой предварительной подготовки порядок регистрации торговой марки будет следующим:

  1. подача заявки на регистрацию обозначения;
  2. делопроизводство по заявке;
  3. получение свидетельства;
  4. юридическое сопровождение документа на товарный знак;
  5. постановка на бухгалтерский учет нематериального актива – зарегистрированного товарного знака.

 Согласно мировой практике, большое распространение получила предупредительная маркировка. Значок «®» (Registered) справа вверху от товарного знака означает, что это обозначение зарегистрировано и является исключительной собственностью правообладателя. В зарубежных странах используется маркировка «TM» или «™», обозначающая что заявка на регистрацию подана. Но в России такой знак не гарантирует правовую защиту. Использование предупредительной маркировки – это не обязанность компании или индивидуального предпринимателя, а их право.