Расчет окупаемости бизнеса особенно актуален для стран с неустойчивой экономикой, и Россия в их числе. Неуверенность в завтрашнем дне, инфляция, череда кризисов заставляют бизнесменов особое внимание уделять сроку окупаемости. Ведь чем быстрее вернутся первоначально вложенные деньги, тем быстрее фирма начнет приносить прибыль. Значит, срок окупаемости – это еще и показатель перспективности, успешности и стабильности.
Чтобы рассчитать срок окупаемости уже работающего бизнеса, нужны следующие цифры: размер начальных инвестиций и доходы от них в первый, второй, третий и т.д. годы. Допустим, вы открыли торговую точку и потратили на это 10 000 долларов. В первый год ваш доход составил 4 000, во второй – 5 000, в третий 4 500 долларов. Теперь нам нужно посчитать, когда же стартовый капитал окупился. За первые 2 года доход составил 9 000 долларов, чуть-чуть не хватает. За три года – 13 500, то есть появился остаток. Хотя по умолчанию предполагается, что средства поступают в конце года, но фактически и в большинстве случаев деньги приходят более-менее равномерно. Проделав нехитрые математические вычисления, можно сделать вывод, что срок окупаемости магазина - 2 года и 4 месяца.
Сегодня очень развито дилерство и франчайзинг, в этих бизнес-форматах предпринимателям предлагается уже готовая и проверенная идея. Компании, которые развиваются таким способом, знают, как рассчитать окупаемость бизнеса, не понаслышке. Размер начального стартового капитала и срок окупаемости бизнеса для них – это показатели, помогающие конкурировать на рынке франшиз и бизнес-предложений. Чем меньше стартовый капитал и короче срок окупаемости, тем привлекательней выглядит бизнес-идея для потенциальных дилеров и франчайзи.
Мечта начать бизнес с нуля и разбогатеть в короткий срок, похожа на сказку о Золушке. Но практика показывает, что действительно, существует быстроокупаемый бизнес с малыми вложениями. Логично предположить, что чем меньше стартовый капитал, тем быстрее он окупится. Не зря ведь существует изречение: «богат не тот, кто много зарабатывает, а тот, кто мало тратит».
Начать, действительно, с нуля не получится никому. Даже если заняться, например, переводами на дому, нужно купить телефон, бумагу, стол и т.п. Чтобы зарабатывать частным извозом, нужна машина, запчасти, горюче-смазочные материалы. А ведь фирму еще нужно зарегистрировать, организовать хоть простейшую, но рекламную компанию. Это тоже деньги. Так что корректнее говорить о малозатратном старте.
Как быть, если вы готовы выстроить самый быстроокупаемый бизнес, но никак не можете найти инвесторов, готовых дать вам на это деньги? В этом случае нужно использовать нематериальные ресурсы, например, смекалку, чутье, изворотливость, умение договариваться. В первую очередь следует выбрать вид деятельности. Свечной завод или модный бутик в центре города – это явно не быстроокупаемый бизнес с малыми вложениями. Когда предприниматель ограничен в средствах, ставку нужно делать на интеллектуальный капитал. Эксперты считают, что сегодня особенно динамично развивается сфера услуг. Откройте свой сервис «Чего-нибудь» или предложите консалтинг.
Сегодня особенно процветают ИТ-технологии. Что нужно, чтобы начать бизнес в этой сфере? Знания и компьютер, который и без того уже поселился практически в каждом доме. Впрочем, даже компьютер не нужен, если выполнять заказы клиентов с выездом к ним на дом, например, по установке операционных систем, восстановлению утерянных данных, «лечению» от вирусов и т.п. Можно взять большой корпоративный заказ, а вырученные деньги потратить на расширение ассортимента услуг, приглашение к сотрудничеству помощников и дальнейшую раскрутку.
Это не единственный пример малозатратного старта. Невозможно назвать самый быстроокупаемый бизнес, но зато один из интернет-порталов (Центр Финансового Образования) сделал подборку бизнес-идей с малыми капиталовложениями. Срок окупаемости перечисленных ниже предприятий приемлемый.
1. Первый вариант – открыть тир. Идею можно назвать несерьезной, но развлечения подобного рода востребованы, а данная ниша практически пуста даже в крупных городах. Причем, арбалетно-луковый тир окупиться быстрее других. Это одно из самых малозатратных направлений. Для открытия такого тира не нужны разрешения, поскольку сила натяжения тетивы менее 19.5 кг. Такой уровень разрешен законодательством. Для открытия аттракциона потребуется помещение в 50-120 м². Стоимость снаряжения для двух клиентов (щиты, колчан, стрелы, лук и т.п.) составляет 60-120 тысяч рублей. Расчеты окупаемости бизнеса таковы, что если брать с посетителей по 30 рублей за каждую выпущенную стрелу, то все затраты окупятся через 2 месяца.
Лук и арбалет в отличие от огнестрельного оружия не требуют постоянной покупки патронов. Стрелы многоразовые. К тому же, это очень зрелищный аттракцион, число поклонников такого развлечения увеличивается быстрее, чем открываются точки, которые могут его предложить.
2. Игровые автоматы – тоже быстроокупаемая бизнес идея. Конкуренция в этой сфере сегодня уже высока. Еще одна сложность – получение лицензии, которая выдается только в Москве. Однако стоит на этот бизнес обратить внимание тем, кто хорошо разбирается в электронике. Автоматы собираются из комплектующих, как компьютер. Сравните: один игровой автомат стоит в среднем $ 2 500, сборка собственными силами обойдется в 2 раза дешевле. Но даже при рыночной стоимости и при хорошей посещаемости срок окупаемости бизнеса – 2-4 месяца.
3. Солярий давно перестал быть предметом роскоши. Причем, услуга уже не подвержена сезонности. Люди загорают и зимой, и летом. Средняя цена вертикального солярия – 10 000 евро. Но это не пугает современных бизнесменов, поскольку оборудование можно взять в лизинг. Первый взнос может составлять 30%. Таким образом, начать можно со 150 000 рублей. Если разместить солярий рядом с торговым или бизнес-центром и установить конкурентную цену за минуту (в среднем 11-20 рублей), то такая «студия загара» будет пользоваться большой популярностью.
4. Еще один быстроокупаемый бизнес с малыми вложениями – это клининговая компания. Можно начать с недорогого оборудования. Основные затраты пойдут на закупку расходных материалов. Выручку нужно обязательно тратить на расширение бизнеса, то есть на закупку современного оборудования и качественных моющих средств, чтобы иметь возможность повышать качество услуг. Дешевые щетки и швабры придется часто ремонтировать или менять, поэтому может получиться, как в поговорке: «скупой платит дважды».
5. Очень простой и современный вид бизнеса - вендинг, то есть продажа товаров через автоматы. Таким способом можно продавать сигареты, конфеты, кофе, бахилы, холодные напитки. Средняя цена кофейного аппарата – 1 500 евро, хороший аппарат стоит 3 000 евро. Срок окупаемости бизнеса зависит от места расположения и восстребованности товара. Особенно выгодно продавать всесезонные товары. В среднем начальный капитал возвращается через 8-20 месяцев.
6. Бухгалтерские услуги не случайно оказались в конце списка. Чтобы их оказывать, нужно зарегистрировать фирму, создать бренд, получить лицензию, арендовать офис, организовать рекламу. Капиталовложения могут составлять до 700 тысяч рублей. Это не самый быстроокупаемый бизнес. Инвестиции вернутся через 1.5 года. Однако бухгалтерские услуги, несмотря на большую конкуренцию, сегодня очень актуальны. Спрос на них постоянно растет.
Сейчас в мире бизнеса наблюдается тенденция дробления. Например, чаще стали открывать маленькие магазины, чем супермаркеты. Покупателю проще купить какой-то один товар, чем стоять в очереди, чтобы оплатить целую корзину. Компании по доставке ланчей начинают успешно конкурировать с кофейнями. Среди медицинских услуг востребованы массажные кабинеты. Инновационность и восстребованность – это два столпа, на которых основаны малозатратные быстроокупаемые бизнес идеи.