Товарный знак является интеллектуальной собственностью, а регистрация торгового знака в России – это закрепление права на индивидуализацию товаров, услуг, ИТ-систем, юридических лиц и предприятий. Тот, кто воспользуется чужим товарным знаком, по закону несет административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность.
Понятие «торговый знак» часто подменяют другими – «торговая марка» и «бренд». Торговый знак на по-английски - «trademark», отсюда и появился термин «торговая марка», то есть дословный перевод «trade mark». Однако «торговая марка» в России используется только на бытовом уровне. Законодательством РФ охраняется товарный знак и знак обслуживания, только эти понятия фигурируют в правовых актах.
Бренд также не является официальным термином, а используется в маркетинговых целях. Брендом часто называют уже раскрученный и узнаваемый товарный знак.
Правила регистрации товарного знака разрешают защищать даже цветовые решения, то есть фирменное изображение охраняется в той цветовой гамме, в которой оно было подано на регистрацию. Все товарные знаки можно объединить в следующие группы:
Есть еще товарные знаки, неприменяемые в России – это световые и обонятельные. Несмотря на то, что существует огромное множество различных обозначений, правила регистрации товарных знаков одни для всех. Они требуют, чтобы каждый знак обладал различительной способностью и не вводил в заблуждение потребителей.
Регистрация товарного знака в России – не обязательная процедура. Можно пользоваться незарегистрированным товарным знаком, но при этом никаких исключительных прав на такое пользование не возникает. Вы можете годами работать под своим фирменным названием, наработать хорошую репутацию, добиться узнаваемости на рынке. Но вашим успехом однажды безнаказанно воспользуется другой предприниматель, выпустив свою продукцию под вашим незарегистрированным, но уже раскрученным брендом. Поэтому многих предпринимателей сегодня интересует вопрос, где зарегистрировать товарный знак?
В России услуги по регистрации товарного знака оказывает Роспатент и целый ряд фирм-посредников. В частности, наш портал Кupi-franshizu.ru может оказать профессиональную помощь в разработке и регистрации товарного знака, фирменного стиля, логотипа. Цена услуги по регистрации товарного знака зависит от количества классов товаров и услуг, в отношении которых закрепляется исключительное право предпринимателя или компании. На сегодня существует 34 класса товаров и 11 классов услуг, установленных Международной классификацией для регистрации знаков.
Однако далеко не каждое обозначение может стать товарным знаком. Гражданским кодексом РФ установлен целый ряд ограничений. Так, нельзя зарегистрировать обозначение, которое уже широко используется, вошло во всеобщее употребление. Кроме того нельзя, например, производителям игрушек выбирать в качестве товарного знака слово «игрушки», то есть не должно быть прямого указания на товар. Зато можно выбрать слова «Розовый слон», «Бегемот» и т.п. При этом обозначение не должно быть ложным и вводить потребителей в заблуждение. То есть потребители, видя такой товарный знак, не должны думать, что компания действительно торгует слонами или бегемотами в прямом понимании этих слов. К примеру, нельзя выбирать для одежды товарный знак «компьютер», а для компьютеров – «меха и кожа». Товарным знаком может стать имя или фамилия (Довгань, Тинькофф, Алла).
Вся процедура регистрации товарного знака состоит из нескольких этапов. Изначально нужно разработать сам знак. Для этого определяются цели товара, на их основе подбираются основные элементы обозначения, которое станет символом компании. Обычно создается несколько эскизов, из которых выбираются 2-3 для дальнейшего исследования. Далее порядок регистрации торговой марки предусматривает поиск подобных знаков среди уже зарегистрированных обозначений в базе данных Роспатента.
Отобранные в результате поисков схожие обозначения сравнивают с предложенными для патентования образцами. При необходимости эскизы корректируются, чтобы добиться максимального различия с уже зарегистрированными знаками. Выбранные таким образом обозначения утверждаются, затем комплектуется заявка на товарный знак. После такой предварительной подготовки порядок регистрации торговой марки будет следующим:
Согласно мировой практике, большое распространение получила предупредительная маркировка. Значок «®» (Registered) справа вверху от товарного знака означает, что это обозначение зарегистрировано и является исключительной собственностью правообладателя. В зарубежных странах используется маркировка «TM» или «™», обозначающая что заявка на регистрацию подана. Но в России такой знак не гарантирует правовую защиту. Использование предупредительной маркировки – это не обязанность компании или индивидуального предпринимателя, а их право.