Многие считают, что новые франшизы предлагают молодые стартапы. Однако начинают франчайзинговую деятельность минимум три типа предприятий:
1. Зрелая компания, которая решила развиваться в новом для себя формате. В этом случае имеется многолетний опыт работы. Уже открыты собственные офисы, магазины и т.п., принадлежащие компании. Для франчайзи в России сотрудничество с такой компанией несет минимальные риски. Ведь руководству остается только научиться работать не с персоналом, а с новыми партнерами и организовать обучение франчайзи. Хотя и здесь не исключена такая проблема, как «болезнь роста».
2. Опытная компания, которая начинает деятельность по новой бизнес-модели. Посмотрим правде в глаза, немногие фирмы станут менять направление деятельности, если только они не оказались в беде. Компания может иметь громкое имя и большой опыт работы на рынке, однако, практически нет гарантий того, что ее новая модель будет успешной. Пока франчайзи на собственном опыте не протестируют новую концепцию и не докажут ее прибыльность, риски франчайзинга остаются высокими.
3. Молодая компания. Начать бизнес с нуля и запустить франшизу - именно так начинали многие мировые корпорации. Пример тому McDonald или Subway. Тем не менее, стать франчайзи такой компании - это самый рискованный вариант. На каждую историю успеха здесь имеются десятки провальных.
Грамотным решением будет: купить франшизу у компании с проверенной репутацией или подождать год-два, чтобы проследить за развитием молодого стартапа.
Однако и только что созданная компания, и крупное известное предприятие предлагают вам инвестировать в бизнес, который еще не проверен другими франчайзи. Кроме того, новые франшизы принципиально отличаются друг от друга. Для каждой характерны свои проблемы франчайзинга.
1. Франшиза новой торговой марки. Это самое распространенное явление на рынке франчайзинга. Компания предлагает уже известный всем товар или распространенную услугу, но под новым брендом и продвигает ее через франчайзинговую сеть. Современного потребителя уже не привлекает новизна, для него главное - это качество, низкая цена и уровень сервиса. Кроме того, если марка станет пользоваться успехом, в этот сегмент рынка хлынут конкуренты с более выгодными ценами или просто с агрессивной рекламой. Успех таких франшиз временный - это и есть главная проблема франчайзинга новой торговой марки.
2. Франшиза, продвигающая новый товар или услугу. То есть продукт появился впервые не в сфере франчайзинга, а вообще - на рынке. Это уже более привлекательное предложение. Товар может приобрести большую популярность у покупателей и принести ощутимую прибыль. Однако и тут нужно быть осторожными и провести анализ конкурентной среды. Ведь чем успешнее будет развиваться бизнес, тем больше внимания он привлечет со стороны конкурентов. Поэтому ответьте на вопросы:
Франчайзер может уверять вас, что продукт уже где-то пользуется спросом. Но это еще не означает, что спрос будет велик и в вашем регионе. Сравните, хотя бы уровень доходов в городе, где товар «пошел нарасхват» и в вашем. Если доходы ваших потенциальных клиентов выше, то можно предположить, что франшиза окажется прибыльной. Образ жизни и менталитет тоже играют не последнюю роль в потребительской активности. Успех франшизы в Москве, вовсе не означает, что она будет настолько же успешной в провинции.
3. Франшиза нового направления. Такой вариант встречается крайне редко. Вам предложат не какой-то отдельный товар или бренд, а новую философию, целый комплекс идей, технологий и т.п. Проходить мимо такой франшизы не рекомендуется. Зачастую это настоящий прорыв, обещающий значительное опережение конкурентов и большой размер прибыли для франчайзи. Но перед тем как купить франшизу нового поколения, постарайтесь понять, на чем она основана. Франчайзер должен объяснить суть концепции понятным для непрофессионалов языком и, конечно, организовать обучение франчайзи.
В описаниях видов новых франшиз уже названы главные недостатки. Общая проблема в том, что коммерческие риски часто вообще не видны. На практике франчайзи порой сталкивается с ними там, где совсем не ждал. Для молодых франшиз поговорка «Семь раз отмерь…» особенно актуальна. Новые концепции необходимо вдумчиво анализировать. Затраченное на это время окупиться с лихвой. Зачастую новая франшиза оказывается намного выгоднее той, которая присутствует на рынке давно.