г. Москва, ул. Бирюсинка, д. 5, стр. 3
Поиск
Войти
Логин
Пароль
Заказать звонок

Вопрос - ответ

Франшиза - что это такое?
Франшиза (от фр. Franchise) – это определенные права на использование торговой марки и бизнес модели франчайзера. По сути, говоря, франшиза – это своего рода товар, передаваемый от франчайзера к франчайзи.
Франчайзи - что это такое?
Франчайзи (Franchisee) – это организация, либо частное лицо, которая в результате уплаты определенного вознаграждения, получает от другой организации право, на использование её товарного знака (бренда), а так же возможность работать по уже готовой и испытанной бизнес - модели, с целью продажи своих товаров и услуг.
Франчайзер - что это такое?

Франчайзер (Franchisоr) – компания, правообладатель торговой марки, а так же владелец производственных и/или маркетинговых знаний, и предоставляющая право использовать эту марку и знания другой организации, получая взамен определенную плату (royalties).

Что такое франчайзинг?

Франчайзинг (от англ. Franchising) – форма ведения бизнеса, при использовании которой, один рыночный субъект (франчайзер) передает другому рыночному субъекту (франчайзи), права на использование его бизнес модели, а так же его имени или фирменного бренда, получая взамен, оговоренное вознаграждение (роялти).


Что представляет собой мульти-франчайзинг?
Мульти-франчайзинг – это установленный термин, которые используется в США уже на протяжении долгих лет. Данный термин используется для обозначения франчайзи, во владении которых имеется несколько торговых точек или магазинов.

Необходимо различать мульти-франчайзинг, в рамках которого франчайзи имеют право открыть несколько коммерческих предприятий под одним и тем же именем, от плюри-франчайзинга, обозначающего франчайзи, которые являются частью разных франчайзинговых сетей одновременно. В то время, как слишком мощные позиции отдельного франчайзи или нехватка франчайзи могут нанести вред сети, оба типа франчайзинга используются довольно редко.

В Европе по вышеупомянутой причине оба типа франчайзинга являются больше исключением, нежели правилом. А именно – слишком мощные франчайзи, как и нехватка отдельных франчайзи могут пойти во вред сети.

В отличие от этого, стратегия, поощряющая франчайзи открывать несколько торговых точек, распространена в США довольно хорошо. Это подчеркивается тем фактом, что в конце марта 2010 года в Лас-Вегасе состоялась трехдневная конференция, организованная специально для мульти-франчайзи. По данному вопросу также публикуется регулярный журнал. Мульти-франчайзинг может быть очень рентабельным, если у франчайзи имеется соответствующий бизнес и финансовые средства, то есть больше потенциала для того, чтобы открыть несколько предприятий.
В чем различие между системой лицензирования и франчайзинга?
Предоставляя лицензию, лицензиар предоставляет набор услуг, который, в общем, ограничивается предоставлением технического ноу-хау. Оно может включать в себя способ производства какого-нибудь продукта, использование специального компьютерного обеспечения или право использовать патенты или названия брендов. Лицензионные договора обычно не предусматривают предоставление соискателям лицензии ноу-хау по вопросам ведения бизнеса. Они также не предусматривают никакой поддержки в повседневной бизнес-деятельности.

Иногда в рамках лицензионной системы предоставляются дополнительные сервисные пакеты. Но в то же время, они предоставляются на добровольной основе и несут за собой дополнительные расходы со стороны соискателя лицензии.

Ограниченный сервисный пакет, который предоставляется вместе с лицензией, требует от лицензиара значительно меньше усилий и затрат, чем от франчайзора. В то же время, лицензиар получает роялти, размер которых ниже размера роялти, требующегося для организации и предоставления услуг в рамках франчайзинговой сети.
Из чего состоит сервисный пакет, предлагаемый франчайзером?
Сравнение между собой разных франшиз чрезвычайно трудно, даже если деятельность осуществляется в той же самой местности, так как франчайзи предлагается сложный сервисный пакет. По этой причине франчайзор должен предложить, как минимум, конкретные пункты отсчета, предоставляя франчайзи детальный перечень того, что ожидается от него или нее.

Сервисный пакет, предлагаемый франчайзором, состоит, в общем и целом, из франчайзинговой концепции, права использования индустриальных прав собственности (как, например, названия бренда, патентов, индустриальных дизайнов, копирайта), подготовительных курсов и информации для франчайзи, поддерживающих мер, а также обязательства постоянно работать над дальнейшим развитием концепции.

Сервисный пакет, предлагаемый франчайзором, должен пройти испытание на рынке. Поэтому от франчайзора можно ожидать, что он уже успешно опробовал свою концепцию на каком-то пилотном предприятии на протяжении относительно длительного периода времени. Особенно важно то, что цены, качество и предлагаемые услуги и продукция отвечают спросу на рынке.
Какие виды франчайзинга существуют?
Существует несколько классификаций франчайзинга. Мы остановимся на самой общей классификации, в которой выделяют производственный и торговый франчайзинг:

Производственный франчайзинг - это форма сотрудничества между производителями. Франчайзор владеет секретом производства или запатентованной технологией, которую он передает франчайзи. Но в виду того, что франчайзи, копируя технологии и методы франчайзора, может занять доминирующее положение на рынке, франчайзор передает только часть технологий.

В торговом франчайзинге , в свою очередь, выделяют:

- Франчайзинг товаров : продажа одного или нескольких товаров, для которых франчайзор является производителем или эксклюзивным дистрибьютором.

- Сервисный франчайзинг : франчайзи получает право заниматься определенным видом деятельности с применением методов, полученных от франчайзора. Этот тип франчайзинга требует повышенного контроля со стороны франчайзора к качеству предоставляемых франчайзи услуг.

- Смешанный франчайзинг : распространение товаров и услуг
Как происходит знакомство франчайзи с системой ведения бизнеса?

Необходимо, чтобы система ведения бизнеса была доступно и быстро передана франчайзи. Обучение франчайзи обычно состоит из двух различных фаз:

  1. теоретическое и практическое обучение на территории франчайзера;
  2. поддержка, осуществляемая франчайзером, на территории франчайзи в период открытия и запуска предприятия.
Что такое ноу-хау?
Ноу-хау - это совокупность всех знаний и умений франчайзера, полученные благодаря его опыту. Оно лежит в основе его концепции управления предприятием.
Что такое пилотный проект?
Магазин или предприятие, принадлежащие франчайзору, служащее для тестирования концепции, которая будет положена франчайзором в основу сети.

Кроме того, пилотные проекты выполняют две параллельные функции:

    являются центром обучения для франчайзи;
    позволяют оценить жизнеспособность новых товаров или услуг перед тем, как они появятся в сети.
Как происходит разделение задач между франчайзером и франчайзи?
В идеале, франчайзер и франчайзи отвечают за те функции и сферы деятельности, которые им подходят больше всего в результате их позиции на рынке, квалификации и имеющихся средств. В процессе разделения задач франчайзеры отвечают за все функции, которые головной офис может осуществлять более эффективно и дешево. В отличие от этого, франчайзи берут на себя исполнение тех задач, которые он может выполнять более эффективно, исходя со своей позиции на рынке.

Франчайзеры отвечают за идентичность, имидж и функциональность франчайзинговой системы. В данной связи они берут на себя поиск и отбор франчайзи, следят за тем, чтобы головной офис исполнял свои обязанности по отношению к франчайзи и, применяя принципы и инструменты управления сотрудничеством, гарантируют соблюдение регулирующих инструментов, которые необходимы для поддержания функциональности системы.

Франчайзи инвестируют в бизнес капитал, работу, контакты и информацию. В общем и целом, они концентрируют свои усилия на финансировании всех необходимых инструментов, управляя франчайзинговым бизнесом и предпринимая все необходимые меры для того, чтобы достичь приемлемых уровней продаж. Они также пытаются развивать долгосрочные отношения со своими потребителями и передавать всю релевантную информацию в головной офис, что помогает обеспечить поддержку функциональности системы.
Каким должен быть идеальный франчайзи?
Франчайзи должен обладать личной инициативой для ежедневного управления предприятием на базе своего опыта и знания ниши рынка, которую занимает его бизнес. При этом, франчайзи должен следовать модели управления, переданной ему франчайзером.
Эксклюзивность территории франшизы, как это действует?
Вопрос об эксклюзивности территории касается обеих сторон. Франчайзор обязан соблюдать эксклюзивность территории франчайзи, не осуществляя на ней деятельность и не позволяя третьим лицам открывать предприятия на этой территории.

С другой стороны, франчайзи не может заводить клиентскую базу вне территории, исключая тем самым вторжения на территории других франчайзи.
Какие выплаты делает франчайзи?
Франчайзи осуществляет три вида выплат.

• Вступительный (паушальный) взнос для вхождения в сеть. Он не возмещается и может включать в себя:

Право использовать брэнд и престиж компании, которые франчайзор передает франчайзи.
Процесс обучения, который должен пройти франчайзи у франчайзора перед и во время открытия своего предприятия.
Частичная компенсация инвестиций франчайзора, которые он делает для реализации франчайзинговой программы.
Вступительный (паушальный) взнос может зависить от степени престижа марки, которую получает франчайзи.

• Роялти – сумма, которую франчайзи периодически выплачивает франчайзору за помощь и постоянную поддержку в ведении бизнеса. В отличие от вступительновзнолсы за пользование го (паушального ) взноса, роялти являются основным источником дохода франчайзора.


• Отчисления на рекламу для создания общего рекламного фонда, которым будет пользоваться вся сеть. Средние отчисления всех франчайзи позволят проводить масштабные акции, способствующие продвижению брэндов на рынке и стимулирующие продажи. Отчисления в рекламный фонд не должны составлять источник дохода франчайзора, так как он является всего лишь управляющим этими средствами. В связи с этим, франчайзору рекомендуется иметь отдельный банковский счет для средств, поступающих на рекламу, и предоставлять подробную информацию об их использовании.
В чем заключаются экономические последствия франчайзинга?
Формы сотрудничества в сфере бизнеса увеличивают шансы малых и средних предприятий на рынке и стимулируют рынок. Результатом вертикального сотрудничества с франчайзинговыми системами является оптимальное разделение задач между сторонами таким образом, чтобы каждая из них привносила в бизнес-деятельность то, что является ее сильной стороной. Для экономики в целом франчайзинговые системы играют значительную роль, так как они способствуют усилению конкурентоспособности малого и среднего бизнеса.
Откуда происходит концепция франчайзинга?
Термин «франчайзинг» впервые появился в употреблении в Средневековье во Франции. Тогда им обозначали сбор таможенных податей и налогов, а также лордов-феодалов, немного облегчавших службу своих вассалов. Позднее под этим термином подразумевались ремесленники и купцы, получившие право размещать свои рынки или ярмарки на земле феодальных лордов. В ХVII и XVIII веках значение термина изменилось – теперь данным словом обозначали привилегии, которые предоставлялись отдельным лицам со стороны государства. И лишь в средине ХIX века термин «франчайзинг», наконец-то, стал употребляться в качестве обозначения права использования прав третьих сторон с коммерческой целью.
Когда появились первые франчайзинговые системы?
Первые франчайзинговые системы существовали еще на начальных этапах индустриализации. Компания по производству швейных машин «Зингер» предоставила переезжим купцам право самостоятельно продавать продукцию компании. До середины этого века доминирующей формой франчайзинга являлся «франчайзинг по продаже товаров» или «франчайзинг продуктов и торгового имени», развитие которых беспрерывно продолжалось. Самым известным примером такой формы является выдача лицензий американской компанией-производителем напитков «Кока-Кола». Данная лицензия включает в себя разлив и продажу лимонада, содержащего в себе кофеин, под одним брендом.
Когда франчайзинг действительно занял прочные позиции во всем мире?
В 60-х годах спонтанный перенос американских систем франчайзинга на другие континенты и в другие страны был чрезвычайно проблематичным. Это значительно затормаживало их распространение. Преимущества франчайзинговых систем стали очевидны, когда громадный потребительский спрос послевоенного периода пошел на спад, а потребители снова стали более разборчивыми. Прорыв современного франчайзинга в Европе приходится на 70-е годы. Новые системы появлялись как грибы после дождя. И даже традиционные компании смогли посредством франчайзинга добиться новых вершин – инструкции к деятельности, сформулированные профессиональными франчайзорами, оказались очень успешными, когда применялись отдельными лицами, начинающими новое дело и подготовленными к работе. В европейском франчайзинге особое значение придавалось на начальной стадии розничной торговле и ресторанному бизнесу. На сегодняшний день концепция франчайзинга представлена чуть ли не в любой стране, а количество франчайзинговых систем по всему миру достигает 17 000.