г. Москва, ул. Бирюсинка, д. 5, стр. 3
Войти
Логин
Пароль
Лучшие франшизы
Заказать звонок

Недостатки франчайзинга для франчайзи

#Практика франчайзинга
Многих потенциальных предпринимателей волнует вопрос «Какие недостатки есть у бизнеса по франшизе для франчайзи?». Недостатков не так уж много, но они есть. В этой статье мы разберем основные «подводные камни» франчайзинга для франчайзи.

Франчайзинг – это риск, а не 100% успеха, как обещают многие франчайзеры с целью продать побольше франшиз. Действительно, развитие по франшизе намного безопаснее самостоятельного бизнеса. Однако и в этом формате присутствуют свои трудности. Зная проблемы франчайзинга, можно избежать нежелательного сотрудничества и выбрать надежного и ответственного бизнес-партнера.

  • Ограниченная самостоятельность. Минусом франшизы является то, что за франчайзи ведётся строгий контроль соблюдения правил и инструкций франчайзера, согласно договору. Кроме того, в некоторых случаях франчайзи может быть ограничен в управлении собственной компанией.
  • Недорогие или "бесплатные" франшизы. Начинающие бизнесмены часто ищут франшизы подешевле. Не у каждого есть миллион-другой, чтобы открыть предприятие под известным всему миру брендом. Поэтому потенциальные франчайзи выбирают концепцию поскромнее и подешевле. В результате можно попасть в такую историю, что придется думать не о том, как быстрее заработать, а о том как вернуть потраченные деньги. Однако не спешите отказываться от простых и недорогих вариантов. Некоторые из них оказываются перспективными и быстро превращаются в бизнес с миллионными оборотами. Так что при выборе франшизы главное – уметь отличать мошенников от энтузиастов.
  • Первоначальный взнос. Ещё одним минусом франчайзинга для франчайзи можно посчитать необходимость уплаты паушального взноса. Размер взноса устанавливает франчайзер. Он может колебаться от нескольких сотен тысяч, до нескольких миллионов рублей. Например, знаменитая пиццерия «ДОДО» предлагает свою франшизу за 10 млн. рублей!
  • Выплаты регулярных платежей. К сожалению, многие франчайзеры считают, что достаточно продать жизнеспособную франшизу, а потом можно спокойно жить на доходы с многочисленных франчайзи – роялти. Франчайзи в свою очередь хотят знать, за что они платят эти роялти, если после заключения договора им не оказывается никакая поддержка и не продолжаются взаимовыгодные отношения. Поэтому перед подписанием договора нужно уточнять, что подразумевается под франчайзинговым сотрудничеством, какая помощь будет оказываться, и потребовать, чтобы это было отражено в договоре. В противном случае франчайзи могут не платить роялти, а то и подадутся в «пираты».
  • Ограничения по продаже бизнеса. Одним из минусов франчайзинга можно считать тот факт, что по окончанию срока действия договора франшизы, франчайзи оставляет бизнес без каких-либо компенсационных выплат. Предприниматель должен осознавать, что главная цель в бизнесе по франшизе – ежегодная прибыль от бизнеса, а не продажа «раскрученного» бизнеса в конце срока деятельности. Договор между франчайзером и франчайзи может жёстко ограничивать последнего в попытках продажи бизнеса.
  • Сбой поставок. Многие франчайзеры требуют, чтобы сырье для производства закупалось только у них. Иногда поставки срываются, и тогда франчайзи несут убытки, поскольку не имеют права производить продукцию из другого сырья. Поэтому рекомендуем, прежде чем купить такую франшизу, поговорите с уже действующими франчайзи. Узнайте, как осуществляются поставки, и вообще поинтересуйтесь, как идут дела.
  • Контроль качества. Порой при подписании договора забывается эта важная сторона бизнеса. Между тем за качество услуг и продукции несут ответственность и франчайзи, и франчайзер. Соблюдение технологий, стандартов, рецептур – это залог успешности бренда, роста его популярности, процветания бизнеса в целом, и рост прибыли каждой партнерской точки. Поэтому стоит заострить внимание на том, как этот контроль будет осуществляться и даже требовать его от франчайзера.
  • Правовое поле. Российское законодательство обеспечивает слабую защиту и франчайзерам, и франчайзи. Для сравнения: в США, чтобы предотвратить спонтанную необдуманную покупку франшизы, придумали документ UFOC. В нем примерно на 200 страницах дается полнейшая информация о франшизе, показаны все экономические риски, раскрывается ответственность сторон, называются реальные цифры для запуска бизнеса. Причем договор нельзя заключать раньше, чем через 10 дней после выдачи франчайзи этого документа. То есть хочешь - не хочешь, но придется подождать, почитать, осмыслить. В России франшизы раскупаются на авось, по принципу: понравилась – не понравилась.
  • Репутация владельца франшизы. Существует зависимость от репутации бренда. Если у франчайзера возникнут проблемы, то они, скорее всего, начнутся и у франчайзи. Банкротство франчайзера может привести к закрытию сети и вам ничего не останется, как начинать все заново.

Начинать собственный бизнес с нуля или с помощью приобретения франшизы, решать конечно вам. Любой вменяемый франчайзер заинтересован в развитии своего бизнеса и будет всячески содействовать процветанию своих партнеров. А таких франчайзеров в России не мало, есть из чего выбрать! Так, что взвесьте все «за» и «против», и вперед!


Автор : Сергей Новиков

Основатель Franchise-Center.ru. Предприниматель и эксперт по франчайзингу.