г. Москва, ул. Бирюсинка, д. 5, стр. 3
Войти
Логин
Пароль
Лучшие франшизы
Заказать звонок

Недостатки франчайзинга для франчайзеров

#Практика франчайзинга

Что не удивительно, и у франчайзинга, как модели бизнеса, есть свои недостатки. О них очень редко говорят по многим причинам. Например, франчайзеры боятся отпугнуть потенциальных франчайзи. Информация о проблемах в какой-то сети может послужить плохим пиаром, стать причиной потери лояльности клиентов. Тем не менее, не советуем начинать бизнес по принципу: «не вижу, не боюсь» или решать проблемы по мере их поступления.

Цезарь говорил: «Предупрежденным быть и начеку, сродни, что вооруженным быть». Лучше быть в курсе возможных неприятностей и хотя бы морально к ним подготовиться. В этой статье я постараюсь ответить на вопрос «Какие недостатки от франчайзинга имеет франчайзер?».

  • Законодательство. Согласно главе 54-ой ГК «Коммерческая концессия», каждый договор или изменения в нем нужно регистрировать в Роспатенте и в Налоговой Инспекции. В противном случае этот договор или изменения в нем считаются недействительными. Будьте готовы к тому, что эта процедура отнимет несколько месяцев. Ведь налоговая и Роспатент завалены работой и не справляются потоком франчайзинговых договоров.
  • Пираты. Не стоит надеяться на собственную монополию, если Вы зарегистрировали бренд и сделали его успешным. В любой сфере деятельности найдутся «пираты», которые скопируют Вашу технологию и начнут с Вами конкурировать. Часто «пиратами» становятся бывшие сотрудники, которые обладают информацией, но не имеют средств, чтобы официально купить франшизу.
  • Интеллектуальная беззащитность. Да, есть Закон о защите интеллектуальной собственности. Но действующие сегодня франчайзеры не ощущают на себе надежную защиту государства. Часто в судах дела о нарушении прав собственности просто «спускаются на тормозах». Серьезные расследования и экспертизы не проводятся. Между тем, «пираты» копируют франчайзинговые бизнес-модели, предлагают продукцию по низкой цене, поскольку не платят налоги, конкурируют с реальными франчайзи. Пиратская продукция зачастую низкого качества, из-за этого настоящий бренд теряет лояльность потребителей и выручку.
  • Возможность появления конкурента. Многие предприниматели используют франшизу в качестве безопасного начала бизнес-деятельности. Научившись работать и получив опыт, они прекращают сотрудничество и открывают собственные фирмы, причем аналогичной направленности. Хоть во франчайзинговом договоре и написано, что партнер не имеет права открывать аналогичный бизнес определенное время, это нарушается. И от такой проблемы нет законодательной защиты.
  • Неуплата роялти. Часто франчайзи к роялти относятся, как к необязательному платежу, его забывают или не хотят вносить. Между тем размер роялти устанавливают с таким расчетом, чтобы франчайзи не ощущал бремя выплат и получал хорошую прибыль. Таким образом, роялти – скорее вопрос этики для франчайзи, а с другой стороны - средство для продвижения и развития бренда. В результате франчайзеру приходится вести переговоры с теми, кто задерживает выплаты или расторгать сотрудничество со злостными неплательщиками.
  • Франчайзи ходят налево. Франчайзи работают под брендом, но в отчетах отражают не все оказанные услуги и не весь объем произведенной продукции. И все ради того, чтобы меньше платить франчайзеру роялти и прочие отчисления. Если такое раскрывается, то приходится расторгать договор и отправляться на поиски другого более добросовестного партнера.
  • Контроль качества товара или услуги. Это постоянная головная боль всех франчайзеров. Зависимость репутации бренда от действий всех франчайзи – это прямой минус франшизы. Надо отдать должное «Макдональдс», в любой стране на любом континенте «Биг-Мак» имеет один и тот же вид и вкус. На самом деле добиться соблюдения стандартов даже в небольшой сети очень трудно. Представители компании-франчайзера просто физически не могут каждые сутки ездить по всем городам России и проверять, как работают их франчайзи. Инспекции проводятся редко, о качестве судят по отзывам клиентов. Многие франчайзеры были бы благодарны за совет, как наладить контроль качества.
  • Недоверие между франчайзерами и франчайзи. Чаще всего, договор франшизы в России настолько жёстко ограничивает свободу франчайзи, что тот становится не партнёром, а зависимым лицом. Впрочем, понять это можно: многие франчайзи халатно относятся к рекомендациям и правилам, предоставленным франчайзером.
  • Провальные франчайзи. Сплошь и рядом происходит такое, что одну и ту же франшизу при равных условиях и равноценной поддержке одни франчайзи развивают успешно, а другие долгое время не могут выйти на самоокупаемость. Сказываются личные предпринимательские способности и таланты. Одни -энтузиасты, у них в руках все «горит», другие – пассивны и опускают руки при первой же неудаче. Франчайзерам приходится искать критерии, которые помогли бы определить заведомо провальных франчайзи.
  • Не проработанная бизнес модель. Ещё одним минусом создания франшизы, для некоторых франчайзеров может стать необходимость тщательной и достаточно долгой проработки франшизного пакета. Предлагая франшизу на рынок, нужно учитывать возможные риски и опасности, а не только «пускать пыль в глаза» вероятными доходами на основе данных лучших собственных предприятий. Особенно, это касается столичных франчайзеров, не всегда понимающих специфику регионов.

Для полноты картины добавьте к этим специфическим трудностям все проблемы малого бизнеса. Только тогда можно будет оценить насколько «легко» живется российским франчайзерам.


Автор : Сергей Новиков

Основатель Franchise-Center.ru. Предприниматель и эксперт по франчайзингу.